Операционные системы и программное обеспечение на платформе zSeries

       

Вычислительные комплексы информационно-вычислительных центров Российских железных дорог


Продукция железнодорожного транспорта - услуги по перемещению грузов и пассажиров. Эту продукцию нельзя производить в запас и складировать для хранения. Для управления железнодорожным транспортом необходимо как можно более точно прогнозировать и планировать предстоящие перевозки, а также материальные и трудовые ресурсы для их осуществления. На транспорте приходится управлять постоянно перемещающимися единицами. Перевозки отличаются массовыми повторяющимися процессами, сопровождаемыми огромными потоками информации. Многочисленные производственные подразделения транспорта разбросаны по всей стране, но тесно взаимосвязаны и взаимозависимы в работе, что требует централизации руководства перевозочным процессом и соблюдения принципа единства административного и технологического управления на всех уровнях.

Решение этих задач невозможно без применения современных информационных технологий.

Вычислительный потенциал Российских железных дорог сосредоточен в 18 информационно-вычислительных центрах (17 ИВЦ дорожного уровня и Главный вычислительный центр - ГВЦ) [7.5].

С помощью мэйнфреймов решаются такие задачи как:

  • формирование отчетов (суточных, месячных, квартальных, годовых);
  • различные виды контроля (соблюдения сроков доставки грузов, дислокации и состояния вагонов, наличия парка вагонов);
  • выдача справок по перевозкам грузов;
  • определение маршрутов и времени следования поездов;
  • взаиморасчеты за пользование парком вагонов по дорогам России;
  • управление безопасностью движения и др.

Центральные вычислительные комплексы (ЦВК) ГВЦ и ИВЦ дорог, обеспечивающие функционирование АСУ грузовыми и пассажирскими перевозками, построены на базе мэйнфреймов IBM.

ЦВК представляют собой центральную системно-аппаратную часть программно-технических комплексов (ПТК) информационно-вычислительных центров железных дорог России и являются узлами распределенной вычислительной сети отрасли, предназначенными для приема, регистрации, обработки, длительного хранения и выдачи пользователям блоков информации.


В ЦВК используются серверы Системы 390 (IBM 9672) и zSeries. К концу 2003 года в ГВЦ и ИВЦ дорог эксплуатировалось 78 мэйнфреймов IBM с суммарной производительностью около 18000 Mips.

В 2003 году в связи с образованием ОАО "РЖД" возникла необходимость создания автоматизированной системы формирования налоговой отчетности новой компании. Проект создания системы налоговой отчетности стал развитием Единого Комплекса Автоматизированных Систем Управления Финансами и Ресурсами (ЕК АСУ ФР), разработка которого стратегически ориентирована на использование продукта SAP R/3. В основу прикладного решения были положены функциональные возможности модуля аналитического хранилища SAP BW (SAP Business Information Warehouse) - комплексного решения компании SAP по организации хранилищ данных больших объемов.

Прикладное решение определило архитектуру вычислительного комплекса новой системы - мощный сервер, развернутый на площадке ГВЦ, и удаленные рабочие места пользователей в структурных подразделениях ОАО "РЖД", осуществляющие доступ к серверным ресурсам по каналам корпоративной сети передачи данных.

Выбранные по результатам предварительно проведенного анализа и тестовых испытаний программно-технические компоненты комплекса налоговой отчетности (сервер IBM z900-2C5, система резервного копирования IBM3494 Magstar, операционная система z/OS, прикладной модуль SAP BW), в короткие сроки были приобретены и введены в эксплуатацию.


Содержание раздела